Содержание:
Речевая функция может быть нарушена по разным причинам. Но основной из них является инсульт. Восстановление речи после приступа заключается в комплексных мероприятиях по реабилитации. К каждому врач подбирает индивидуальный подход. Восстановлением речевой функции занимается логопед.
Провоцирующие факторы
В результате нарушения мозгового кровообращения или кровоизлияния в мозг поражается речевой центр, расположенный в коре полушарий головного мозга. Его локализация зависит от того, правша человек или левша. У правшей он располагается в левом полушарии. Но некоторые патологии одновременно поражают лобную долю большого мозга и теменную, а также мозжечок.
После нарушения мозгового кровообращения человек плохо воспринимает речь. Для него сложно читать текст и писать. Речь бессвязная и неконтролируемая. Пациент может читать, но без осознания смысла прочитанного. Навыки писать отсутствуют. Это характерно для сенсорной фазы.
Если поражена нижняя лобная и теменная доли, наблюдается моторная афазия. У пациента сохраняется понимание окружающего, но ему сложно говорить или он, вообще, молчит. Такое нарушение речевой функции сложно восстанавливается. При поражении мозжечка, человек неправильно произносит согласные, голос глухой, а речь медленная.
Речь после инсульта
В зависимости от повреждения зоны коры главного органа центральной нервной системы, отвечающей за речь, происходит восстановление способности говорить. Чем больше повреждения, тем сложнее проходит восстановительный процесс. В течение 12 месяцев речь восстанавливается успешно, по истечении этого времени реабилитация занимает больше времени. Постепенно у человека возникает привыкание к дефекту речи. Близкие должны это осознавать, и относиться к ситуации с пониманием. Человека нельзя изолировать от общения. Для успешного восстановления речевой функции нужно больше времени общаться с, предлагать обсудить окружающее, выполнять простые упражнения.
При ишемическом инсульте дефекты речи поддаются устранению. Для успешной реабилитации необходимо определить специфику нарушения и подобрать метод восстановления.
Рекомендации
Обучение заново разговаривать начинается после стабилизации состояния. Для эффективного лечения реабилитацией должен заниматься логопед. Но поддержка близких и родственников необходима. Как восстановить речь зависит от специалиста. Для этого используются детское лото, карточки, врач может порекомендовать чтение букваря. Врач учит больного произносить слова по слогам, а затем целиком. Потеря речи какое-то время может компенсироваться языком жестов.
С больным нужно разговаривать не спеша. Речь должна быть спокойной и негромкой. Можно вместе петь, рассказывать скороговорки. Эффективно чтение вслух с дальнейшим пересказом смысла текста. Можно перечислить дни недели по порядку. Категорически запрещается обсуждать дефекты речи при пациенте. Лучше, подбадривать, хвалить за маленькие достижения. Тогда результат будет заметнее.
Советы логопеда
Человек не должен находиться в подавленном состоянии. Поэтому нельзя обращаться с ним как с неполноценным или инвалидом. Обязательно должен быть положительный настрой, добрые эмоции. Желательно заинтересовать человека беседой, включите его любимую музыку или передачу. Но телевизор или радио не должны работать громко и долго (не более 2 часов). Передачи должны быть положительными.
Наилучших результатов логопед достигает при продолжительной работе с пациентом. Знакомство начинается с реакции на негромкий голос. Постепенно задания становятся сложнее. Пациент должен закончить фразу логопеда. Иногда наблюдается положительная реакция на любимую песню. Человек подпевает. Хотя произношение слов вначале нечеткое, но эмоциональная обстановка положительно влияет на психическое состояние. Врач может попросить перерисовать рисунок с картинки. Вначале сеанс продолжается 15 минут. Перерыв зависит от состояния пациента. Через 1,5-2 месяца продолжительность занятий увеличивается до 30 минут.

Во время восстановления речи нужно помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения
Домашняя реабилитация
Самостоятельно заниматься с больным дома допустимо, если его периодически осматривает логопед. Он помогает подобрать нужные задания и упражнения. Они улучшают артикуляцию, повышают владение мышцами, которые принимают участие в речевой функции. Каждое упражнение повторяется до 10 раз.
Задания для реабилитации:
- Губы нужно вытянуть так, чтобы они сложились в виде «трубочки». Удерживайте их так несколько секунд. Упражнение повторяется.
- Нижней челюстью попытайтесь захватить верхнюю губу.
- Дотянитесь верхней челюстью до нижней части лица.
Упражнения с использованием языка:
- язык скрутить в форме «трубочки»;
- открыть рот и вытянуть шею в направлении перед собой, язык нужно максимально высунуть;
- повторить предыдущее упражнение, стараясь прошипеть;
- издавать «цокающий» звук, соприкасаясь языком с нёбом;
- языком попытаться достать до нижней части лица и кончика носа;
- облизывать губы языком круговыми движениями с одной стороны в другую, и наоборот;
- облизывать зубы и десна языком, но рот должен быть закрыт.
Окончание урока должно улучшать настроение. Для этого можно посылать воздушные поцелуи, издавая при этом громкий «чмок». Широко улыбаться, оскаливаясь или без зубов. Наилучший результат достигается при групповых занятиях. В таких случаях помогает поддержка других пациентов. Чем раньше буду начаты занятия по восстановлению речи, тем быстрее человек сможет вернуться к нормальной жизни.
-1 Комментарий-
Несколько месяцев назад у нашего отца произошёл инсульт и возникли проблемы с речью. Поэтому нам сказали пройти логопеда и психолога и на протяжении лечения никаких стрессовых ситуаций, только позитив и общение. Теперь мы с нашей семьёй начали заниматься гимнастикой и тренировками дикции, теперь говорим не хуже современных ораторов.